Основная цель системы мониторинга в ГБОУ ЦО №167 — повышение качества образования. Под мониторингом следует понимать систему сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ.
Информация, полученная в процессе мониторинга, может использоваться для выявления проблем в обучении. Данные мониторинга мотивируют руководство школы и преподавателей к анализу своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебного процесса.
ВПР
В школах стартовали Всероссийские проверочные работы для учеников 5-9 классов.
ВПР будут проходить с 19 сентября по 24 октября.
Обязательными для всех будут работы по русскому языку и математике.
В пятых классах напишут ВПР по окружающему миру, в шестых – по биологии и истории, восьмиклассники проверят знания по иностранному языку. Кроме того, ученики 7-9 классов напишут еще две ВПР – по предметам на основе случайного выбора. У семиклассников это могут быть история, биология, география и обществознание, в восьмых классах к этим предметам добавляется физика, а в девятых еще и химия.
Важно: проводить проверочные работы школы могут в любой день установленного периода.
Время проведения работ по большинству предметов сокращено до одного урока (45 минут), кроме проверочных работ по русскому языку и математике в 6-9 классах и по химии в 9 классе. – 19 сентября.
Нормативные документы
Федеральный уровень:
- “О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2023 году” (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 23 декабря 2022 г. № 1282).
- “О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году” (Письмо Рособрнадзора от 22.03.2022 № 01-28/08-01 ).
- “О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году” (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 16 августа 2021 г. № 1139).
- “О направлении Рекомендаций (вместе с “Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году” (Письмо Минпросвещения России № СК-228/03, Рособрнадзора № 01-169/08-01 от 06.08.2021).
- “Всероссийские проверочные работы” (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2017 № 05-41).
- Сборник методических рекомендаций по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и формированию единых подходов в части технологии обеспечения процедур оценки качества образования, направленных на совершенствование оценочных процедур.
- “О внесении изменений в распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.08.2016 №2322-05” (Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.10.2016 № 2733-05).
- “О ходе исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации” (Письмо Рособрнадзора от 17.10.2016 № НТ-1331/08).
- “О проведении мониторинга качества образования” (Приказ Министерства образования и науки РФ от 26.11.15 № 1381 )
- “О проведении исследования качества образования в сфере информационных технологий в рамках НИКО” (Письмо Рособрнадзора от 01.09.2015 № 02-399)
- “О проведении мониторинга качества подготовки учащихся” (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.14 № 1378 )
- “Об учете результатов Национальных исследований качества образования” (Письмо Рособрнадзора от 24.10.2014 № 05-900)
- “О проведении национальных исследований качества образования” (Письмо Рособрнадзора от 15.09.2014 № 05-900)
- “Об осуществлении мониторинга системы образования” (Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. No 662)
Региональный уровень:
- “О проведении региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2022/2023 учебном году” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 22.09.2022 № 1888-р.)
- “Об организации проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2021/2022 учебном году” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2537-р.)
- “О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 08.09.2021 № 2537-р” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.10.2021 № 2820-р.)
- “Об утверждении порядка проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2527-р.)
- “Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее – СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО ” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03 июля 2019 г. № 1987-р)
- “О региональных исследованиях качества образования” (Распоряжение Комитета по образованию от 30.07.2015 № 3694-р).
- “О рейтингах образовательных организаций Санкт-Петербурга” (Распоряжение Комитета по образованию от 23.07.2015 № 2974-р).
Контрольно-оценочные процедуры
– cогласно части 3 статьи 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Уровни оценочных процедур
– организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (часть 4 статьи 97 Федерального закона № 273-ФЗ).
- Федеральные оценочные процедуры
результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях относятся к Перечню обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
Результаты проводимых на федеральном уровне оценочных процедур могут быть использованы для анализа и организации учебно-методической работы на региональном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации. - Региональные оценочные процедуры
частью 1 статьи 8 Федерального закона № 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, среди которых:
– разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;
– обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации.
Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования =>> - Оценочные процедуры школьного уровня
в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации;
в соответствии с “Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115, освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
Формы, периодичность, порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Положением о формах периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организацией самостоятельно.
Нормативные документы
Федеральный уровень:
- “О переносе сроков проведения ВПР в общеобразовательных организациях в 2022 году” (Письмо Рособрнадзора от 22.03.2022 № 01-28/08-01 ).
- “О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2022 году” (Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 16 августа 2021 г. № 1139).
- “О направлении Рекомендаций (вместе с “Рекомендациями для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году” (Письмо Минпросвещения России № СК-228/03, Рособрнадзора № 01-169/08-01 от 06.08.2021).
- “Всероссийские проверочные работы” (Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 02.02.2017 № 05-41).
- Сборник методических рекомендаций по вопросам функционирования системы мониторинга оценки качества общего образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и формированию единых подходов в части технологии обеспечения процедур оценки качества образования, направленных на совершенствование оценочных процедур.
- “О внесении изменений в распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.08.2016 №2322-05” (Распоряжение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 21.10.2016 № 2733-05).
- “Об осуществлении мониторинга системы образования” (Постановление Правительства РФ от 05 августа 2013 г. No 662)
Региональный уровень:
- “Об организации проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2021/2022 учебном году” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2537-р.)
– “О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 08.09.2021 № 2537-р” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.10.2021 № 2820-р.) - “Об утверждении порядка проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2527-р.)
- “Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее – СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО ” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03 июля 2019 г. № 1987-р)
- “О региональных исследованиях качества образования” (Распоряжение Комитета по образованию от 30.07.2015 № 3694-р).
- “О рейтингах образовательных организаций Санкт-Петербурга” (Распоряжение Комитета по образованию от 23.07.2015 № 2974-р).
Региональный уровень:
- “Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03.01.2022 № 1936-р.)
- “Об организации проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы в 2021/2022 учебном году” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2537-р.)
– “О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 08.09.2021 № 2537-р” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 13.10.2021 № 2820-р.) - “Об утверждении порядка проведения региональных диагностических работ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 08.09.2021 № 2527-р.)
- “Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее – СПб РСОКО), Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО ” (Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 03 июля 2019 г. № 1987-р)
- “О региональных исследованиях качества образования” (Распоряжение Комитета по образованию от 30.07.2015 № 3694-р).
- “О рейтингах образовательных организаций Санкт-Петербурга” (Распоряжение Комитета по образованию от 23.07.2015 № 2974-р).
Интернет ресурсы
- Информационный портал Всероссийские проверочные работы – https://ru-vpr.ru/.
- Портал Национальные исследования качества образования – http://www.eduniko.ru/.
- Система «Статград». Информационный портал. – https://statgrad.org/.
- Института стратегии развития образования Российской академии образования. – http://www.instrao.ru/.
- Сайт поддержки мониторингов, тестирований и анкетирования в системе образования Санкт-Петербурга – http://www.monitoring.rcokoit.ru.