Выбор будущей профессии — это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.
В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования — это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
По федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профориентация обучающихся включает в себя:
- Профессиональное просвещение — обеспечение молодёжи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры
- Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки
- Профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей
Профориентация обучающихся является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии.
Цель профориентационной работы — выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся
- Выработка гибкой системы сотрудничества с учреждениями дополнительного и профессионального образования
В ГБОУ ЦО №167 профориентация реализуется через:
- учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися;
- профессиональную подготовку обучающихся 9-х и 11-х педагогических и социально-экономических классах.
Этапы и содержание профориентационной работы:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
- Представления о собственных интересах и возможностях
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе предпрофильного обучения
- Профессиональное самопознание
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности
Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся направлено на:
- уверенную ориентацию обучающихся в мире профессий, в том числе востребованных экономикой региона и города;
- накопление субъективного опыта и опыта трудовой деятельности, предваряющих выбор обучающимися будущей профессии;
- самостоятельный и ответственный подход обучающихся к выбору будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности;
- создание психолого-педагогических предпосылок для выбора обучающимися профессии, востребованной в регионе (городе);
- формирование условий для становления у обучающихся готовности демонстрировать мобильность в профессии и профессиональной деятельности;
- определение необходимых и достаточных оснований для принятия обучающимися решения о выборе будущей профессии или направления (сегмента) профессиональной деятельности.
ГБОУ ЦО №167 реализует Единую модель профориентации на продвинутом уровне, на основании Всероссийского проекта «Билет в будущее».
Единая модель профориентации — совокупность целей, средств и результатов осуществления профориентационной деятельности с обучающимися по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на всей территории Российской Федерации.
Всероссийский проект «Билет в будущее» разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Программа Курса профориентационных занятий «Россия — мои горизонты» разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Курс профориентационных занятий «Россия — мои горизонты» реализуется для обучающихся 6-11 классов. Курс рассчитан на 34 часа (ежегодно) и состоит из занятий разных видов: профориентационных (тематических), отраслевых, практикоориентированных и иных.
- Вместе к будущему как родители могут помочь ребенку в выборе профессии
- Как иллюзии мешают выбрать профессию и быть счастливым
- Как сэкономить сотни тысяч российской семье и не попасть в руки к инфоцыганам
- Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе
- Эксперты рассказали, обязательна ли профориентация в школах