Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в мета предметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
Федеральный уровень
- Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510 “Об организации работы по повышению функциональной грамотности”
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 “О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности”
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»
Региональный уровень
- Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге январь 2022
- Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 31978-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование н оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»
Презентация «Академическая и функциональная грамотность: общее и различное»
Презентация «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности»
Районный уровень
Локальные акты школы, приказы, план мероприятий.
Информационно-методические материалы, в том числе методические рекомендации для педагогов.
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности – https://spbappo.ru/
Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений,
а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
Компетенции «4К» формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации
Видео: «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики. Креативное мышление» https://youtu.be/phJhAK2oPy4
Видео: «Онлайн конференция «Функциональная грамотность – современный вызов для образования» https://youtu.be/ZVocupk2YoA
Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности, в том числе банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности.
Полезные ссылки (в том числе адресованные родителям).
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru/
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный портал «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/